Back to school
Если кто еще не в курсе, то я с этого учебного года дебютирую в качестве учителя английского языка в школе 24 Нижнего Новгорода.
Учителем я хотел быть еще в школе. Помню как мне нравилось в день учителя вести информатику у младших классов. Это было здорово. Как говорится, сбылась мечта идиота:)
На первый год мне дают всего 3 часа в неделю с 11 классом. Чтобы, так сказать, влиться в струю, понюхать пороха и посмотреть что это такое - работать в школе. Пока уроков у меня не было. Но был педсовет перед началом учебного года. Вот о нем-то я и хочу рассказать.
Педсовет проходил в читальном зале школьной библиотеки. Свободных мест почти не было. Что удивило сразу, так это достаточно много молодых лиц среди учителей. Я почему-то считал, что в школе сейчас работают только взрослые люди, а молодежь туда не стремится. Я ошибался.
Немного о школе 24. В этой школе самый молодой директор - женщина 35 лет. Это сказывается на всем образовательном процессе. Директор "влезает" во все инновационные проекты и идет впереди планеты всей. Это видимо и притягивает молодых специалистов. "Ветераны" школы всячески стараются саботировать процесс, но у них не всегда это получается. В любом случае, директор имеет очень мало сторонников, но очень много энтузиазма.
Вначале педсовета всем учителям раздали 2 Гб флешки с разной документацией: новым законом об образовании, целями и задачами школы и т.п. Я тоже взял себе флешку. Весьма интересный ход, на мой взгляд.
Далее пошло описание того, что нового принесет новый учебный год. Какие нововведения будут. На что сделать упор и т.п. Эта часть педсовета не отличалась содержательностью.
Потом выступил некий товарищ с анализом результатов ЕГЭ. Результаты различные. Где-то выше чем в среднем по району, где-то ниже. Весьма интересный и познавательный материал. Однако выводов сделано было крайне мало, кроме того, что "нужно больше внимания уделять таким-то предметам" и "переключаться от процесса натаскивания и заучивания к процессу понимания". На мой взгляд такие общие слова ни к чему не приведут. Нужны конкретные и понятные шаги, что и как делать. В противном случае все останется как было.
Дальше поговорили про школьную форму. Да, да. В школе вводится форма, как в старые добрые времена. Было выбрано ателье, где родителям необходимо заказать форму для своих детей.
Потом представили новых учитлей, в том числе и меня. Было немного неловко, но я справился с этим:)
Но самое интересное оставили на самый конец педсовета. Пришел некий молодой человек, лет 25-28 и начал рассказывать учителям про новую систему оплаты питания в школе. И тут началось...
Но сначала, краткий экскурс в историю вопроса: есть некое муниципальное предприятие, которое занимается поставкое еды в школы города (за исключением нескольких школ, где эту функцию выполняют ЧП и ИП). Это предприятие каждый день привозит в школы еду на общее количество едящих людей (это дети, которые в начале месяца изъявили желание питаться и учителя). Каждый классный руководитель следит, сколько его детей сегодня поели и в конце каждого месяца собирает с детей деньги, которые передаются в муниципальное предприятие (далее МП). Если какой-то ребенок заболел или просто в силу неких причин не пришел в столовую, то МП теряет деньги, так как лишние обеды никто не оплачивает. Все это привело к тому, что МП обратилось к компании Оплата.РУ с задачей автоматизации платежей. Можно только догадываться почему честь выпала именно этой компании, но как бы то ни было, так случилось. Оплата.РУ предложила поставить в школе свои терминалы и сделать всем детям и учителям карточки для оплаты обедов и буфета.
Для начала выбрали 5 или 6 школ, где решили запустить пилотные проекты такой оплаты. Школа 24 попала в число счастливчиков (я так понимаю здесь опять сыграла не последнюю роль директор).
С самого начала встречи стало понятно, что добром это не кончится. Ее словно специально организовали таким образом, чтобы разразился скандал.
Во-первых, как вы понимаете, компания Оплата.РУ это лишь посредник, который отвечает лишь за техническую сторону дела. Тем более странным выглял визит не представителя МП, а представителя компании Оплата.РУ. Почти на все возникающие вопросы, товарищ отвечал: "Мы лишь технари, мы не отвечаем за процесс. Нам дали техническое задание, мы его выполнили". Все это смотрелось достаточно курьезно. Почему не пришел представитель МП остается только догадываться. Видя как все организовали, у меня есть мысль почему сначала "пустили" технарей.
Во-вторых, парень сразу приступил к рассказу о том, как будут функционировать терминалы, как туда класть деньги и как с их помощью оплачивать еду. Не было ни слова сказано зачем это делается, какие задачи решаются и почему это прогрессивное дело. Лично я бы построил эту встречу совершенно иначе. В данном случае, все учителя увидели для себя некое изменение привычного уклада и естественно восприняли его в штыки. Самое странное, что даже директор не удосужилась разъяснить всем пользу от введения таких терминалов. Она лишь сказала, что-то типа: "Мы работаем с живыми деньгами, а это не законно, поэтому надо перейти на безнал". А ведь идея терминалов и карточек оплаты решает множество других проблем. Например, дети больше не будут ходить с деньгами в школу, соответственно уменьшатся конфликты из-за денег (банально никто не будет отнимать у детей деньги). Родители всегда через интернет смогут посмотреть сколько денег потратил ребенок в буфете (бедные дети, больше нельзя будет "зажимать" карманные деньги, экономя на еде в школе). Учителям не придется собирать с родителей деньги и носиться с ними (сколько раз у нас в школе у учителей из сумки крали общие деньги). Это все плюсы, о которых никто даже не заикнулся. Печально, друзья мои.
В-третьих, МП решила и "рыбку съесть и ... поле перейти". То есть, одновременно с введением нового процесса они решили убрать с себя убытки из-за того, что кто-то не пришел в школу или заболел. Эти убытки было решено переложить на родителей детей. То есть, решено было заранее, за один день подавать заявки на количество порций для обеда. То есть, если ребенок заболел вечером, то заявка уже была послана и обед все равно будет оплачен. Имено это и вызвало самые ожесточенные споры. Причем весь гнев вылился на бедного парня из Оплаты.РУ. Мне было его жалко. По уму, надо было сначала ввести терминалы и карты, не меняя процесс. И сказать учителям: "Вот смотрите, для вас ничего не меняется, только наличные деньги заменяются электронными". Все. Никто бы и не подумал протестовать. А потом уже можно было бы менять процесс. Либо сделать наоборот. Сначала поменять процесс: "Теперь вы будете формировать заказы на обед за день заранее". А уж потом, когда новый процесс приживется, вводить терминалы и карты.
Вообщем вышел скандал. В итоге пришлось директору сказать: "Хватит. Все уже решено. Собирайте с детей фотографии на карточки". На этом все споры прекратились. Люди загнали недовольство вовнутрь и понесли обсуждать за чаем на переменах. Не самое лучшее решение на мой взгляд.
Ну и парочка моих собственных наблюдений с педсовета:
1. Чувствуется бюджетность и чиновность организации. В школе действует жесткий тоталитаризм. Директор не говорит, а приказывает, или даже повелевает. Народ робщет, но выполняет. Никаких обсуждений. Директивность во всем. Поразил следующий пример. Директор ввел новую инициативу, которая должна повысить желание обучаться и самооценку детей. Инициатива называется "ученик недели". Каждую неделю в каждом классе выбирают ученика недели. Его награждают, его фото вешают на доску почета. Хорошая идея. Я двумя руками "за". Но, последняя фраза меня убила: "В учебном году 32 недели. Классные руководители, убедитесь что за год КАЖДЫЙ ученик хоть раз будет учеником недели". Занавес! Дети ведь не дураки. Как только учеником недели станет лоботряс и двоечник, они быстро поймут бессмысленность звания "ученик недели" и оно станет лишь игрой "мы верим, что вы нас награждаете, вы верите, что мы стараемся попасть в чило награжденных". Чисто совковый подход, когда процесс важнее результата. Печально.
2. Собрание всех учителей для решения вопросов очень не эффективно. Половине уже давно ничего не надо. Они лишь рады повозмущаться и покричать. Что-то решить при собрании в 30-40 человек невозможно. Я бы на месте директора выделил бы команды, назначил бы тим-лидеров (завучи). Простите за профессиональный сленг. Директор должен собирать команду завучей, решать там важные вопросы, давать задания и доносить новости. Дальше завучи должны собирать своих подчиненых и уже им спускать всю новую информацию. Так работа будет намного эффективнее. У директора будет ореол недосягаемости, у завуча чувство приобщенности к высокому начальству. А всех собирать только раз в полгода для обнародования того, какие мы молодцы и куда мы идем в ближайшем будущем.
Это лишь первое впечатление. Возможно оно не совсем правльное. Поживем - увидим.
http://www.rian.ru/education/20100907/273124692.html
ОтветитьУдалитьГлава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко считает, что число учителей в российских школах можно сократить на 200 тысяч. При этом, как он заявил в интервью газете "Ведомости", ведомство может лишь рекомендовать, но не указывать школам, сколько и когда нужно уволить педагогов.
"В вопросах определения оптимальной численности учителей можно опираться как на российский, так и на мировой опыт. В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас десять лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас - девять-десять учеников на одного учителя. Сегодня в России около 13 миллионов учеников - к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнется не ранее 2015-2016 годов. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. Сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения - 200 тысяч человек", - заявил Фурсенко.
По его данным, в 1998 году в стране было 22 миллиона школьников. "У нас часто забывают, что главный человек в школе - ученик, а не учитель. За последние десять лет число школьников уменьшилось на 40%, а учителей - лишь на 20%. Это значит, что школа начинает выполнять социальную роль не по отношению к детям, а по отношению к учителям. Сегодня попадание к хорошим педагогам в хорошую школу - залог удачной судьбы человека. Моя позиция до банальности проста: чтобы создавать хорошие школы, необходимо передавать их в руки хороших управленцев", - сказал глава Минобрнауки.
Не вижу здесь ничего криминального. Читал тоже самое у Никиты Белых в блоге. У нас так плохо с учителями, в основном из-за сельских шлок (там бывает один учитель на 2-3 учеников). Другое дело как будет проходить сокрашение, какими методами будут определать лучших - это отдельный разговор.
ОтветитьУдалитьа я сказал что-то о криминале?
ОтветитьУдалитьдругой вопрос, что будут делать к началу 2015-2016?
а Никита после поста: "я вижу своего сына редко, но забочусь о нем, поэтому хочу отправить его в англию, и это не потому что я - высокий начальник" начал пахнуть лицемерием...
ОтветитьУдалитьПро Никиту согласен. Но на том уровне логика меняется. Он считает себя абсолютным патриотом, что он и сказал в следующем посте.
ОтветитьУдалить