25 мар. 2012 г.

Воспитание детей...

Читая книги по менеджменту, я очень часто ловлю себя на мысли, что управление подчиненными очень сильно пересекается с воспитанием детей. Более того, почти все бизнес тренеры приводять примеры с детьми, так как в воспитании все четко, понятно и очевидно.
Как бы то ни было, но то, каким вырастет ваш ребенок складывается из трех основных состовляющих:
1. Генетическая наследственность.
2. Воспитание в семье
3. Окружающая действительность

Разумеется, на личность ребенка влияет и его темперамент, но основное влияние оказывают все-таки приведенные 3 фактора.

Позволю себе привести свое мнение о воспитании детей. Подозреваю, что кому-то оно покажется сильно неправильным, но что делать - сколько людей, столько и мнений. В любом случае, я буду рад вашему мнению об этом.

Итак, начнем с первого фактора - Генетическая наследственность. Тут все на удивление просто. Мы не умеем определять, что генетически унаследованно, а что приобретено. Поэтому этот фактор принимать во внимание бессмысленно. Просто это риск, что у ребенка есть некие наследственные склонности, с которыми мы, с большой долей вероятности, ничего сделать не сможем... В любом случае, обсуждать то, что мы не контролируем я не вижу смысла.

Идем дальше: Воспитание в семье. Это как раз то, что мы можем контролировать и что мы обязаны контроллировать. В семье закладываются первичные ценности, аксиомы, мировоззрение. Именно на родителях лежит основная ответсвенность за то, каким ребенок придет в этот мир и как успешно он сможет в нем адаптироваться. Есть множество подходов к воспитанию ребенка - мне наиболее симпатичен тот, где ребенок сам приходит к выводам о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя и т.п. К сожалению, очень трудно создать условия для такого развития, но пытаться создать их, мне кажется, стоит обязательно.

Ну и наконец: Окружающая действительность. Это все те, кто находится в близком окружении ребенка: бабушки и другие родственники, друзья, учителя, телевизионные герои, книги и т.п. Здесь опять все просто. Мы это можем контролировать лишь очень косвенно, опосредованно. Попробуйте запретить своему ребенку дружить с тем-то и тем-то. Подозреваю, что реакция будет, мягко говоря, отрицательная. Мне кажется, что оградить ребенка от его окружения - это задача непосильная. Именно поэтому она бессмысленна сама по себе.

Отсюда следуюет простой вывод: нужно вложить все возможные усилия во второй фактор - влияние семьи. Если ребенок будет понимать, что курить это плохо, то но не станет курить, как бы его ни склоняли к этому его друзья и знакомые. И задача родителей - это воспитать личность, которая сама может принимать осознанные решения. То есть, если даже он решит курить, то это должен быть его выбор, а не подчинение обстоятельствам: "все курили, ну и я начал".

А вот это уже очень трудно - понять ребенка и принять его точку зрения. Именно в этом, на мой взгляд, лежат корни проблем родителей и подростков - дети уже выросли и хотят принимать решения самостоятельно, а родители еще не могут этого признать и до сих пор пытаются контролировать своих детей. При этом и дети злятся, и родители недовольны. Вот он - кризис подросткового возраста.

Все это лишь теоретические рассуждения - посмотрим как я сам справлюсь с воспитательным процессом. Буду держать вас в курсе:)

1 комментарий:

  1. Спасибо, что написал! Жизненно, актуально. Времени искать нет, а тут вот оно! На тарелочке с голубой каёмочкой. =)

    ОтветитьУдалить